МОУ лицей № 43

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ УРОКА

«Человек начинается там, где кончается зло»

(подготовка к сочинению – эссе по роману М. Булгакова

«Мастер и Маргарита»)

 

 

 

Учитель          Сизикова В. И.

 

 

 

 

 

 

 

Саранск, 2005 г.


Тема урока: «Человек начинается там, где кончается зло»

 

Цели урока:

1)     знакомство учащихся с художественным своеобразием эссе как жанра публицистического стиля;

2)     выработка нравственных принципов у учащихся на основе проблематики романа «Мастер и Маргарита».

Методы обучения:

беседа проблемного характера с элементами анализа романа.

Оборудование урока:

1)     портреты М. Булгакова и В. В. Розанова;

2)     материал книги В. Розанова «Уединение»;

3)     видеофильм «Мастер и Маргарита»;

4)     прелюдия И. С. Баха;

5)     карточки с заданиями.

Ход урока.

    Эпиграфы к уроку:

Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

И. Гете «Фауст»

Тяжелее всего человеку быть человеком изо дня в день…

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

1. Словесная работа.

Идеал добра, сострадания и отваги; совесть – искупление вины; человек ответственен за все; стилистические фигуры эссе; художественный символ; эпифора, анафора, умолчания, риторический вопрос.

2. Домашнее задание к уроку.

1.         Важнейшие философские и нравственные вопросы в главах о Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате.

2.       Жанры публицистического стиля.

3.         Эссе (толкование найти в справочниках-словарях).

3. Звучит мелодия прелюдии И. С. Баха.

4. Вступительное слово учителя.

Роман «Мастер и Маргарита» и реалистический и фантастический, это роман и философский: в нем ставятся вечные проблемы бытия.

ДОБРО                                        ЗЛО

5. Фрагмент видеофильма «Мастер и Маргарита» (спор нищего философа и прокуратора Иудеи).

6. Какие впечатления философские и нравственные вопросы поставлены Булгаковым в романе?

(Противостояние свободы личности и несвободы            добро и зло; тема совести – тема нравственной оценки своих поступков; что есть жизнь? что есть человек? Духовная слабость – малодушие.

Мы удивляемся, читая слова Иешуа о том, что «Злых людей на свете нет». Это точка зрения самого писателя: злых людей действительно нет. Как нет вообще зла как человеческой формы, человеческого начала. Зло, по концепции писателя, есть проявление дочеловеческих атавизмов. Человек начинается там, где кончается зло. «Мастер и Маргарита» - это роман о всесилии добра.)

7. Итак, размышления о романе предстоит выразить в сочинении в жанре эссе.

-           Назовите жанры публицистического стиля (Отзыв, заметка в газету, интервью, репортаж, очерк, рецензия, эссе).

-           Что такое эссе? (Фр. слово – «попытка, проба, очерк», от лат. «взвешивание»)

Запись в тетрадь:  Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции. Автор эссе, раскрывая частную тему, избранную им, стремится передать свои впечатления, с нею связанные.

Жанровые особенности сочинения – эссе:

1.       Необычное вступление.

2.       Автор делится своими впечатлениями, наблюдениями.

3.       Небольшой объем, свободная композиция.

4.       Вывода чаще всего нет, вопрос остается открытым.

5.       Дана установка на диалог с читателем.

6.       Стиль отмечается афористичностью, образностью, эмоциональностью.

7.       Многообразие художественно-изобразительных средств языка.

8. Работа с текстами Розанова «Уединение».

-           Назвать основные признаки эссе на примерах текстов В. Розанова.

-           Тропы (эпитет, метафора, аллегория, художественный символ, гипербола).

-           Стилистические фигуры (антитеза, анафора, умолчание, риторический вопрос).

-           К какому жанру можно отнести эти отрывки?

-           Почему на уроке звучали имена – Булгакова и Розанова?

(Их произведения созвучны на уровне вечных ценностей, всеобщих нравственных принципов: размышления о своей эпохе и вечности, человеке и мире, добре и зле, сострадательности и равнодушии).

-           Стихия языка, своеобразие художественной манеры Булгакова, отражающей внутренний мир человека, сближает роман с эссе Розанова.

9. Сравнительная характеристика двух сочинений.

10. Вам предстоит написать по роману Булгакова «Мастер и Маргарита» сочинение – эссе на одну из следующих тем:

1.       Что такое Добро и что такое Зло?

2.       Что есть Истина?

3.       Ответственен ли человек за свои деяния?

4.       Совесть, истина, человечность.

11. Практическая часть.

-           Каким может быть начало сочинения?

1. Как быстротечно и неуловимо время! Как хрупка и беззащитна человеческая жизнь! Что же является истиной в этом  хаотичном мире? Существуют ли какие-нибудь неизменные нравственные категории, как у нищего философа? Или они изменчивы и человеком движет страх перед силой смерти, жажда власти и богатства?

2. Холод, мрак вечности. Вечность покоя, который обрел прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Душа болит, болит душа, тянется к свету, истине, добру.

-           Какое из вступлений наиболее удачное?

-           Подберите слова опорные, ярко и образно характеризующие размышления о Добре и Зле.

-           Сострадательность и всепрощение, идеалы Добра, покой, наказуемость Зла, Бог – мерило совести. Что я? Зачем я?

Домашнее задание:

Работа над черновиком сочинения – эссе.

Hosted by uCoz