ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В VIII А КЛАССЕ

 

Тема урока: Описание внешности человека.

 

лТолько портрет, но это все лучшее╗.

(подготовка к сочинению по картине В.А. Серова лДевочка с персиками╗)

 

преподаватель русского языка и литературы

Сизикова В.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саранск 2002


 

Тема урока:

лТолько портреты, но это всё лучшее╗

В.А.Серов

(подготовка к сочинению по картине В.А.Серова лДевочка с персиками╗)

Цель урока:

1) отработать умение описать внешность человека как проявление его сущности; как отражение его внутрен­него лЯ╗;

2) познакомить с творчеством художника-портретиста В.А.Серова;

3) продолжить обучение ребят смотреть картину.

Оборудование:

автопортрет художника В.А.Серова, лПортрет Ермоловой╗, лЛетом╗, портреты Ф.Шаляпина, Л.Андреева.

Эпиграф:

Всюду он оставался самим собой, но в то же время он говорил языком современности.

Н.К.Рерих

 

(До этого урока в течение двух недель шла работа над составлением словаря лПортрет╗)

 

Ход урока:

                   I. Запись темы урока. Сообщение учителя о цели урока.

                   2. Вступительное слово учителя.

Самый прекрасный портрет никогда не заменит ушедшего человека. Но портрет может сказать нам многое, что не скажут письма, дневни­ки. В портрете проявляется сущность человека, его внутреннее лЯ╗.

Сегодня мы знакомимся с художником В.А.Серовым. (учащиеся рас­сматривают лАвтопортрет  В.А.Серова╗ - Ваши впечатления о художнике?)

В 1910 году, за год до смерти, В.А.Серов составил список отоб­ранных для Всемирной выставки в Риме картин. В список вошло 15 произведений художника - 15 портретов. лТолько портреты, но это все лучшее╗ - эти слова Серова помогают выявить в его творчестве самое основное, существенное. А творчество его многогранно: он писал ис­торические полотна и жанровые картины, портреты и пейзажи, картины на мифологические темы и книжную графику.

Наиболее значительным из всего, что он создал, признаны портреты, в которых он не знал соперника ни в русском, ни в мировом искусстве XIX века.

Портреты Серова - это яркая галерея людей его времени. В них отразились сокровенные мысли и суждения художника об окружающем его мире.

3. Посмотрите галерею портретов Серова. Прослушайте сообщения ребят лОтзывы современников о Серове╗:

- Каким вы представили себе художника?

- Ваше впечатление о портретах.

- Что должно быть важно в портрете?

Серов всегда нов, правдив и художествен╗.

И.Репин

лУ него душа художника, глаза художника, руки художника╗.

В.Брюсов

лОн сумел через лицо подсмотреть душу. Портреты Серова почти всегда - суд над современниками... Портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя, и обличают сокровенный смысл лица, созданного всей жизнью, всеми тайными помыслами, всеми утаенными от других переживаниями╗

В.Брюсов

лВсего сильнее Серов в портрете. С первого взгляда он умел определить в изображаемом им лице его духовную сущность. Серов был художником человеческого лЯ╗.

(из журнала лНива╗)

лВ. Серов пишет живых людей, пишет их в спокойных позах. Глядя не его холсты, вы видите всегда живого человека, готового с вами заговорить. Вы понимаете, где он, что делает, иногда даже кажется, что можно сказать, что он думает и , уж во всяком слу­чае, кто это╗

Н. Кравченко

лЧеловеческое лицо не было для него лишь сочетанием линий. - Он обладал удивительной способностью уловить в лице отражение внут­реннего мира человека, самых сокровенных глубин души его с боль­шим мастерством передавал это в своих картинах, оживляя полотно и заставляя краски служить проводниками наблюдательности и та­ланта. Реализм Серова сочетался в нем с особой, ему лишь свой­ственной искренностью.

(из лВсеобщей газеты╗)

(Объяснить лексическое значение подчеркнутых слов.)

4. История создания картины лДевочка с персиками╗. Репин о Серо­ве по мемуарам лДалекое близкое╗

 (индивидуальное задание ученику, который занимается живописью, да­ется до урока)

5. Слово учителя.

Творческая деятельность Серова развивалась стремительно. Художник не знал самоуспокоения, передышек, экспериментировал. Прошед­ший блестящую школу Репина, Серов к двадцати годам ощутил уверен­ность в собственных силах, желание работать самостоятельно.

В 22 года создает портрет Веры Мамонтовой (дочери С.И. Мамонтова), известный под названием лДевочка с персиками╗ (1887)

6. Беседа по картине (по ходу беседы ученики делают записи в черновиках)

- Посмотрите на этот портрет. Что вы видите?

- Какой изображает художник комнату?

- Как он пишет свет?

(Угол большой комнаты залит золотистым дневным светом.)

-         Как изображает девочку?

-         Опишите ее, используя эпитеты. (За столом сидит черноволосая девочка в розовой блузке с черным в белую горошину бантом. Она сидит спиной к окну, и весь силуэт ее светится, лучатся карие глаза ...)

-         Какое лицо у этой девочки?

-          Что мы узнаем по лицу о ней?

-         О её характере?  Её душевном мире?

-  Можно ли определить ее будущее?

(Лицо ясное, юное, чистое, живое, мягкий овал лица, умное и энер­гичное. Поза ее естественная...)

- Что она держит в руке?

(Персик такой же темно-розовый, как и ее лицо.)

- Как художник изображает стол?

(На ослепительно белой скатерти разложены вянущие листья клёна, персики и серебряный нож.)

-         Опишите стену комнаты, окно, используя метафоры.

-         ( На столе расписная фаянсовая тарелка. За окном - светлый летний день, к стёклам тянутся ветки деревьев, а солнце, пробравшись сквозь листву, освещает и тихую комнату, и девочку, и старинную мебель.)

- В чем прелесть этой картины?

(Светлая, с массой нежнейших оттенков живопись.)

- Что вы для себя открыли в этой картине?

- Каким бывает белый цвет?

 (Оказывается, что белый цвет скатерти, белый цвет стены, белый цвет тарелки различны и по-разному падают на них тени, зеленый от­блеск листвы, розоватые блики от блузки.)

А главное - свет и воздух!

Художник Грабарь писал: л Мы никогда не видели в картинах ни такого воздуха, ни света, ни этой трепещущей теплоты╗

 -Каков фон картины?

(Фон воздушный, связанный с девочкой гармонией красок. Перламутовый воздух наполняет комнату, кажется, он принимает то теплый оттенок смуглого лица, золотистых лучей, пробивающихся из окна, то холодок белой скатерти.)

-         Как художник передал слияние человека с миром?

-          (Слияние передано светом, наполняющим комнату. Этот свет скользит по лицу и рукам девочки, мягко ложится на скатерть, отражается на спинках стульев, сияет на стене и фарфоровой тарелке.)

- Каков колорит картины?

(Картина написана в необычных для русского искусства того времени световых тонах.  Колорит ее - розовое и золотое.

Все в полотне удивительно жизненно и естественно.)

7. Слово учителя

Художник работал увлеченно, чувствовал, что работа спорится. лВсе чего я добивался, - это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь на картине!

Серов и сам не представлял себе в то время, что он создал. Лишь много лет спустя художник, стоя перед этой картиной, скажет с недоу­мением:

- Неужели это я написал?

Картина удивительно правдива. Художник словно перенес лкусочек╗ жизни на полотно.

8. Работа над лексикой сочинения

1. От данных слов образуйте существительные со значением лица:

портрет, живопись;

2. Какие глаголы используются для описания света в картине?

(свет) льется, скользит; ложится, падает; сияет, сверкает, моргает;

обволакивает, обтекает; пробивается, пронизывает, проникает;

3. Объясните орфограммы в предложении:

В картине Серова лДевочка с персиками╗ не чувствуется ни искусствен ности, ни напряженности.

  4. Словарный диктант

Масло, композиция, колорит, умение охватить сущность человечес­кого характера, силуэт, овал лица, нежнейшие

оттенки, гармония кра­сок.

5. Обсуждение формы творческой работы

(Сочинение - описание кар­тины, сочинение - рассказ, сочинение - рассуждение лПочему В.А. Серов является лучшим портретистом XIX века?); составление плана со­чинения (самостоятельно),

- Какова цель вашей творческой работы?

6. Ученики пишут черновики сочинений.

(на втором уроке)

Обсуждение черновиков, замечания, переделка работ.

 

 Домашнее задание: написать сочинение, проверив черновик работы.

Hosted by uCoz