Предмет: Мировая художественная культура.

Тема: певец народного горя (творчество В.Г. Перова).

Продолжительность: 2 урока

Класс: 7

Учитель: Сизикова Валентина Ивановна

Город: Саранск, лицей №43

СD: Русское изобразительное искусство, «Шедевры русской живописи», компания «Кирилл и Мефодий»

Тема: певец народного героя (творчество В.Г. Перова)

 

 

 Человек на поверхности земной не имеет права… игнорировать то, что происходит на Земле, и есть высшие нравственные причины на это.

Ф.М. Достоевский

 

Цели урока:

1.           Познакомить лицеистов с творчеством художника-передвижника               В.Г. Перова;

2.           Дать понятия реализма в живописи;

3.           Познакомить с Товариществом передвижных художественных выставок;

4.           Продолжить работу по теме «Как смотреть картину»;

5.           Провести работу по картинам «Проводы покойника» и «Тройка»;

6.           Провести параллель между характером творчества В. Перова и поэта Н. Некрасова;

Воспитательные задачи:

- воспитание эстетического чувства лицеистов;

- воспитание таких нравственных качеств, как сострадание, доброта, отзывчивость;

Оборудование:

1.     Портрет художника

2.     Репродукции картин

3.     Дневники учеников

План урока:

1.     Вступительное слово учителя (подведение итогов прошлого урока);

2.     Лексическая работа:

3.     Экскурсия по картинной галерее художника Перова;

4.     Беседа по картинам «Проводы покойника» и «Тройка»;

5.     Лексическая работа;

6.     Работа с логико-синтаксическими конструкциями;

7.     Устное сочинение по картинам Перова;

8.     Подведение итогов двух уроков и домашнее задание.

Ход уроков:

1.     Вступительное слово учителя.

Культурную жизнь страны нельзя рассматривать в отрыве от социально-политических процессов. Сегодня мы будем говорить о творчестве художника, который показал на своих полотнах горькую правду жизни. Правительство в 1861 году ликвидировало крепостное право, но положение народа оставалось крайне тяжелым. В.Г. Перов изображает эту правду. На картинах с глубоким сочувствием к народу, и особенно к детям, которые были лишены детства, замучены нуждой и непосильным трудом.

В 1863 году жизнь Петербуржской Академии художеств потрясло необыкновенное событие. 14 молодых художников отказались писать выпускную работу на заданную Академией тему и демонстративно покинули Академию. Это был знаменитый «бунт четырнадцати», который выразил давно назревавший протест художественной общественности против академического консерватизма, против искусства, далекого от реальной действительности.

Молодых художников Васнецова, Крамского, Ге, Левитана, Перова, Нестерова, Репина, Серова, Сурикова и др. объединяло стремление активно участвовать своим искусством в демократическом движении шестидесятников. Время требовало реалистического  искусства, правдиво отражающего жизнь народа. На это требование отозвалась литература и живопись.

Художники, отошедшие от Академии, объединившиеся в Товарищество передвижных художественных выставок. Они переезжали из одного города в другой для того, чтобы познакомить народ с новым искусством. Отсюда и название – «передвижники».

2.     Лексическая работа

Передвижники, реализм - правда жизни, группа художников-реалистов второй половины XIX века, тулуп – длинная меховая шуба (мехом внутрь), маленькие ручные санки, домостроевский – от названия книги «Домострой», русского памятника XVI века, защищавшего принципы патриархального быта с деспотической властью главы семьи.

3.     «Имя Перова гремело…О нем говорили, славили его, любили и ненавидели его, и было то, что бывает, когда родится, живет и действует среди людей самобытный, большой талант…» - писал художник М.В. Нестеров, ученик Перова.(1870 год) На портрете вы видите человека среднего роста, с длинным профилем, с властной повадкой. Лицо прекрасное, умное, вдумчивое. Он выглядит старше своих 36 лет. Темные волосы тронуты сединой, начинают редеть на висках. Глубокая складка легла между бровей, морщины избороздили лоб, лучами расходятся вокруг глаз. Лицо красивое, волевое, одухотворенное. В глазах и ум, и глубокая печаль.

    - Посмотрите его картины. – Какое настроение их объединяет? – Ваше впечатление от портретов художника?

     4. Одна из самых впечатляющих картин Перова – «Проводы покойника»

- Какая тема картины? В чем ее трагизм?

(Крестьянская семья потеряла мужа и отца. Жена и дети везут единственного кормильца на кладбище)

-Как художник показал, что лошадь идет медленно, с трудом? (Согнутая спина лошади; согнутая спина женщины; фигуры детей, прижавшихся к гробу, подчеркивают трагизм положения. Больше никто не сопровождает процессию, только рядом с лошадью бежит собачонка)

- Как показана обстановка на картине? (Вокруг все сурово, мрачно: низко нависли хмурые тучи, виден только один просвет в облаках, зимняя дорога, печальная, безотрадная, погружается в мрак наступающего вечера, вдали виднеется несколько убогих избушек.)

- Эта картина правдива? В чем ее обобщение?

- Каков колорит картины? (приглушенный коричнево-желтоватый и серый -  придает цельность картине)

Работая над картиной «Проводы покойника» художник задумал написать свою «Тройку»

- картину о жизни бедных детей. Возможно, художник видел эту сцену на улице, ведь в то время можно было часто увидеть детей в лохмотьях, которые возили воду, таскали тяжести, делали непосильную для них работу. Об этом картина «Тройка»

- Что мы видим на картине? (Зимний вьюжный вечер. По занесенной снегом дороге трое детей в стареньких тулупчиках и дырявых сапогах, напрягая свои слабые силенки, тащат на салазках бочку с водой)

       - Как на картине изображен холодный, колючий ветер? Опишите детей.

       - Какое настроение создает картина?

       - Какие строки Некрасова вспоминаются, когда глядишь на картину?

Равнодушно слушал проклятья

В битве жизни гибнущих людей,

Из-за них вы слышите ли, братья,

Тихий плач и жалобы детей?

«Тройка» потрясла современников. Под давлением общественного мнения художнику было присвоено звание Академика.

 - Прототип мальчика, который изображен в центре картины.

Эта картина находится в Третьяковской галерее. Она воспринимается зрителями как памятник о короткой и тяжелой жизни детей, у которых было отнято детство.

5        Лексическая работа

а) реальный – действительный, не иллюзорный: реальная жизнь;

         реалистический – правдиво отражающий действительность:   реалистическое искусство;

    правдивый – содержащий правду: правдивая картина;

б) отражать – передавать объективно существующие явления или чьи-либо мысли, чувства…

     выражать – передавать авторские чувства, мысли…

Составить предложения с данными словами.

6.Работа с логико-синтаксическими конструкциями

(употребление союзных слов «который», «какой»)

a.      Перов решил написать картину, в которой будут показаны только дети (один из отличительных признаков)

b.     Это было событие, каких до сих пор не знала мирная жизнь Академии. (Оттенок сравнения).

7.           Устное сочинение лицеистов.

8.           Подведение итогов:

 - Что вы узнали на уроках?

 - Ваше впечатление о творчестве В.Г, Перова?

Домашнее задание: рассказ о художнике И.Е. Репине.

 

Hosted by uCoz