Предмет: Мировая художественная культура.
Тема: «Сверкающая Кисть»
(творчество К.П.Брюллова).
Продолжительность: 2 урока
Класс: 7
Учитель: Сизикова Валентина
Ивановна
Город: Саранск, лицей №43
До
этого урока лицеисты прослушали курс лекций в картинной галерее Эрьзи;
Это не картина,
это целая эпопея.
В. Скотт
Цели урока: 1.
Познакомить лицеистов с творчеством К.П. Брюллова;
2. Продолжить работу по
теме «Как смотреть картину» -
работа по картине
«Последний день Помпеи».
3. Повторить материал
экскурсий в картинной галерее Эрьзи.
Воспитательные задачи:
- воспитание эстетического вкуса лицеистов;
- воспитание патриотизма;
Оборудование: 1. портрет художника
2. репродукции картин
3. дневники
учеников
4. СД;
План урока:
1.
Лексическая
работа (диктант)
2.
Проверка
дневников
3.
Рассказ учителя о
жизни и творчестве К. Брюллова
4.
Экскурсия по
картинной галерее художника
5.
Беседа по картине
«Последний день Помпеи»
6.
Лексическая
работа
7.
Работа с
логико-синтаксическими конструкциями
8.
Сочинение по
картине
9.
Подведение итогов
двух уроков
10. Домашнее
задание
Ход работы:
Вступительное слово учителя
Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с
живописью. Вы убедились в том, что изобразительное искусство очень сложно для
восприятия. Оно требует глубокого сопереживания. Но не всегда помнишь об этом.
Иногда подойдешь к картине и, обежав ее взглядом, быстро отходишь прочь. Иногда
констатируешь: в жизни так не бывает, художник – молодец, все нарисовал
правильно. Часто даже не задумываешься, ради чего он сделал свою работу, почему
именно так реализовал свой замысел. Иногда заинтересуешься необычным сюжетом.
Еще реже заметишь необычность манеры художника. Как же научиться видеть картину
художника по-настоящему?
Сегодня вы будете этому учиться. Мы будем говорить о
творчестве русского художника XIX века
К.П. Брюллова.
В начале повторим то, что вы узнали на экскурсиях в
картинную галерею Эрьзи.
1. Лексический диктант
(чтение слов, ученики должны дать лексическое значение
слов), запись в тетрадях:
Полотно, картина, холст, автопортрет, рисовать, писать,
изображать, портрет, искусный, живопись, этюд, графика, акварель, эскиз, набросок,
колорит, парадный портрет, портрет-картина;
2. Проверка дневников (лицеисты рассказывают по дневникам что они читали, видели за неделю, какие посещали
спектакли, какую слушали музыку); - подведение итогов.
3. Ни один из европейских художников XIX века
не знал такого грандиозного триумфа, который выпал на долю молодого русского
художника К.Брюллова, когда в середине 1833 года он открыл для зрителей двери
своей мастерской с только что законченной картиной «Последний день Помпеи».
Подобно Байрону он имел право сказать о себе, что в одно прекрасное утро
проснулся знаменитым.
Рисовать Брюллов научился раньше, чем ходить. Очень
болезненный, он до пяти лет лежал в постели и рисовал грифелем на доске. С пяти
лет началось серьезное обучение под руководством отца. Семья Брюлловых дала
России талантливых художников, архитекторов, скульпторов, мастеров резьбы по
дереву. Из поколения в поколение передавались в семье традиции трудолюбия.
Мальчику было 9 лет, когда его приняли в Академию Художеств. Он закончил
Академию с золотой медалью и был направлен для продолжения художественного
образования в Италию. Там была задумана и написана картина, ставшая главным
произведением в творчестве художника.
Зрелище Помпеи ошеломило Брюллова. Он бродил по улицам
раскопанного мертвого города и старался представить страшный день 24 августа 79
года нашей эры… Посмотрите на картину. Черный мрак
опустился на город. Молнии разрывают тьму. Грохочет вулкан. Кричат люди. Трещат
и рушатся здания. Падают статуи богов…
Здесь, на улицах Помпеи, рождался замысел картины.
Слепая стихия отнимает жизнь у людей, но в самых страшных испытаниях настоящий
человек преодолевает страх и сохраняет достоинство, честь, гуманность. Обе эти
мысли легли в основу картины.
Чтобы осуществить его, художник читает исторические материалы, делает
зарисовки. Он, словно актер, превращается то в старика, то в его сына, то в
главу семейства, спасающего семью. Он приводит натурщиков и требует
от них невозможного – почувствовать ужас, страх и одновременно готовность
проявить мужество ради спасения других людей.
Брюллов писал картину не щадя сил. Несколько раз он
падал у холста, теряя сознание от переутомления.
- Ребята! Какое основное настроение картины?
- Какими изображены люди? Опишите их.
(Гоголь писал об этой картине: «У Брюллова является человек для
того, чтобы проявить всю красоту свою» красота превращается у него в
мужественную силу, противопоставленную губительным стихиям природы)
- В чем мастерство художника?
(Некоторые фигуры на холсте скульптурно
объемны. Кажется, их можно обойти
кругом. Художник отходит от некоторых принципов классицизма и в композиции, и в
идее картины. Действие развивается в глубь полотна. Этому служит фигура
возницы, устремленная в глубину картины. Идея картины глубоко романтична. Художник выявляет чувства каждого персонажа.)
Выставки картины в Риме и Милане превратились в
событие. Восторженные толпы носили художника на руках – при свете факелов, под
звуки музыки. Ему устраивали овации в театре, приветствовали на улице.
Это произведение Брюллова в Петербурге произвело
переворот в русской общественно-художественной жизни.
4. Посмотрим другие картины художника. Да, много
портретов. Здесь и портрет-картина, и интимный портрет. Создавая портреты своих
современников, Брюллов стремился выявить их лучшие благородные черты. Люди на
его полотнах привлекают гармоническим сочетанием
внутренней и внешней красоты.
Экскурсия по галерее художника.
5. Беседа по картине «Последний день Помпеи».
- Какая тема картины?
- Почему она имела небывалый успех у зрителей?
- Почему В Скотт назвал эту
картину Эпопеей?
- Опишите картину.
- Ваше впечатление о ней, размышления после знакомства
с картиной.
6. Лексическая работа.
а) Объясните употребление выделенных слов.
Работа над картиной
«Последний день Помпеи» затягивалась. Брюллов делал эскизы, и только в 1830
году он начал работу на большом холсте.
Наконец к середине 1833 года на мольберте
стоит почти готовое полотно.
Уже целых две недели Брюллов приходит в мастерскую, подолгу стоит перед картиной, почти не прикасаясь к холсту, и не может никак понять,
что же вызывает в нем недовольство.
Завершая картину,
он, как это часто делал Рафаэль, тонкой кистью доводит каждую фигуру, усиливая
контур. Эта контурная четкость – основа композиции холста.
б) Определите смысловое различие глаголов:
- изображать,
- рисовать,
- писать.
7. Работа с логико-синтаксическими конструкциями
(работа по таблице «Формы сказуемого с обобщенным субъектом»)
Пример |
Форма сказуемого |
Сфера употребления |
1.Когда мы хотим особо отметить мастерство
кого-либо, мы говорим искусный, т.е. постигший все тонкости своего
дела |
1 лицо, ед. ч. |
Публицистика,
научная литература |
2. Если вы знаете и понимаете
искусство, вы с большей полнотой можете оценить труд художника. |
2 лицо, мн. ч. |
Научно-популярная литература |
3. От встречи с прекрасным испытываешь
величайшее душевное волнение. |
2 лицо, ед. ч. |
Научно-популярная литература |
4. Как передать в красках глубокий смысл? |
Инфинитив |
Различные стили |
8. Лицеисты пишут сочинение. Итоги подводятся после
проверки творческих работ.
9. Домашнее задание: рассказ о художнике В.Г. Перове.