Цели урока: |
1) знакомство учащихся с художественным своеобразием эссе как жанра публицистического стиля; 2) выработка нравственных принципов у учащихся на основе проблематики романа «Мастер и Маргарита». |
Методы обучения: |
беседа проблемного характера с элементами анализа романа. |
Оборудование урока: |
1) портреты М. Булгакова и В. В. Розанова; 2) материал книги В. Розанова «Уединение»; 3) видеофильм «Мастер и Маргарита»; 4) прелюдия И. С. Баха; 5) карточки с заданиями. |
Ход урока.
Эпиграфы к уроку:
Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
И. Гете «Фауст»
Тяжелее всего человеку быть человеком изо дня в день…
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
1. Словесная работа.
Идеал добра, сострадания и отваги; совесть – искупление вины; человек ответственен за все; стилистические фигуры эссе; художественный символ; эпифора, анафора, умолчания, риторический вопрос.
2. Домашнее задание к уроку.
1. Важнейшие философские и нравственные вопросы в главах о Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате.
2. Жанры публицистического стиля.
3. Эссе (толкование найти в справочниках-словарях).
3. Звучит мелодия прелюдии И. С. Баха.
4. Вступительное слово учителя.
Роман «Мастер и Маргарита» и реалистический и фантастический, это роман и философский: в нем ставятся вечные проблемы бытия.
ДОБРО ЗЛО
5. Фрагмент видеофильма «Мастер и Маргарита» (спор нищего философа и прокуратора Иудеи).
6. Какие впечатления философские и нравственные вопросы поставлены Булгаковым в романе?
(Противостояние свободы личности и несвободы добро и зло; тема совести – тема нравственной оценки своих поступков; что есть жизнь? что есть человек? Духовная слабость – малодушие.
Мы удивляемся, читая слова Иешуа о том, что «Злых людей на свете нет». Это точка зрения самого писателя: злых людей действительно нет. Как нет вообще зла как человеческой формы, человеческого начала. Зло, по концепции писателя, есть проявление дочеловеческих атавизмов. Человек начинается там, где кончается зло. «Мастер и Маргарита» - это роман о всесилии добра.)
7. Итак, размышления о романе предстоит выразить в сочинении в жанре эссе.
- Назовите жанры публицистического стиля (Отзыв, заметка в газету, интервью, репортаж, очерк, рецензия, эссе).
- Что такое эссе? (Фр. слово – «попытка, проба, очерк», от лат. «взвешивание»)
Запись в тетрадь: Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции. Автор эссе, раскрывая частную тему, избранную им, стремится передать свои впечатления, с нею связанные.
Жанровые особенности сочинения – эссе:
1. Необычное вступление.
2. Автор делится своими впечатлениями, наблюдениями.
3. Небольшой объем, свободная композиция.
4. Вывода чаще всего нет, вопрос остается открытым.
5. Дана установка на диалог с читателем.
6. Стиль отмечается афористичностью, образностью, эмоциональностью.
7. Многообразие художественно-изобразительных средств языка.
8. Работа с текстами Розанова «Уединение».
- Назвать основные признаки эссе на примерах текстов В. Розанова.
- Тропы (эпитет, метафора, аллегория, художественный символ, гипербола).
- Стилистические фигуры (антитеза, анафора, умолчание, риторический вопрос).
- К какому жанру можно отнести эти отрывки?
- Почему на уроке звучали имена – Булгакова и Розанова?
(Их произведения созвучны на уровне вечных ценностей, всеобщих нравственных принципов: размышления о своей эпохе и вечности, человеке и мире, добре и зле, сострадательности и равнодушии).
- Стихия языка, своеобразие художественной манеры Булгакова, отражающей внутренний мир человека, сближает роман с эссе Розанова.
9. Сравнительная характеристика двух сочинений.
10. Вам предстоит написать по роману Булгакова «Мастер и Маргарита» сочинение – эссе на одну из следующих тем:
1. Что такое Добро и что такое Зло?
2. Что есть Истина?
3. Ответственен ли человек за свои деяния?
4. Совесть, истина, человечность.
11. Практическая часть.
- Каким может быть начало сочинения?
1. Как быстротечно и неуловимо время! Как хрупка и беззащитна человеческая жизнь! Что же является истиной в этом хаотичном мире? Существуют ли какие-нибудь неизменные нравственные категории, как у нищего философа? Или они изменчивы и человеком движет страх перед силой смерти, жажда власти и богатства?
2. Холод, мрак вечности. Вечность покоя, который обрел прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Душа болит, болит душа, тянется к свету, истине, добру.
- Какое из вступлений наиболее удачное?
- Подберите слова опорные, ярко и образно характеризующие размышления о Добре и Зле.
- Сострадательность и всепрощение, идеалы Добра, покой, наказуемость Зла, Бог – мерило совести. Что я? Зачем я?
Домашнее задание:
Работа над черновиком сочинения – эссе.