В.И.Сизикова

 

 

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Программа спецкурса

68 часов (1 час в неделю), 10-11 классы

естественно-технического лицея

 

 

 

Объяснительная записка

«Естественно-технический» лицей – специфическое образовательное учреждение, сочетающее черты как лицея в современной его интерпретации (наличие профессиональной ориентации), так и гимназии (достаточно серьезное внимание гуманитаризации образования, широта направленности образования)…

…Инженер, конструктор, технолог, научный работник – все это люди интеллектуального труда, который немыслим без хорошего знания родного языка. Кроме того, точные науки требуют и точных языковых формулировок. Этим определяется повышенное внимание, уделяемое в лицее русскому языку» (Естественно-технический лицей. Программа развития на 1992-2003 г.г.»).

 

Выработка у учащихся лицея навыков правильной устной и письменной речи – одна из важнейших задач и одновременно один из способов формирования их интеллекта и культуры поведения. Этим определяется целесообразность и необходимость введения в учебный план лицея такого предмета, как «Культура речи».

Культура письменной речи – это высокая степень владения грамматическими и стилистическими нормами языка. Опыт показывает, что пишущие, которые не допускают грамматических ошибок, долго «порождают» стилистические ошибки. А стилистически грамотный человек не допускает грамматических ошибок.

Чешский лингвист В.Матесиус писал: «Языковая неграмотность, которая проявляется в письменных и печатных работах, свидетельствует больше о недостаточной стилевой подготовке, чем о слабом знании грамматики.» (М., 1967г.)

Преодоление грамматических и преодоление стилистических ошибок – это две последовательные ступени овладения речевой культурой. Стилистика – это «высшая математика» речевой деятельности. (Леонтьев А., Москва 1970).

Задачи курса «Культура речи» - дать учащимся общее представление о сущности учебного предмета, сформировать потребность постоянного совершенствования своей речевой деятельности, ввести ребят в реальный мир общения с его реальными трудностями и проблемами.

Программа по культуре речи рассчитана на два года обучения (68 часов) и включает следующие разделы: основы культуры речи (качество речи, литературный язык, функциональные стили, культура и этика общения), жанры художественной литературы, вопросы теории и практики сочинений.

Теоретический материал содержит сведения о нормах литературного языка, о системе функциональных стилей речевой выразительности, жанрах художественной литературы.

Умение видеть конструируемый текст с позиции другого человека – основа стилистического мастерства, поэтому в основу курса положены правила стилистики.

Ученики должны овладеть приемами умственной деятельности в стилистике и методами решения типовых стилистических задач («как действовать»), умением строить текст (письменный и устный). Этим целям подчинены структура и содержание курса.

Цель уроков – научить читать свой текст чужими глазами, выявлять в нем изъяны и избавляться от них, превращая недостатки в достоинства (неясность – в ясность, нелогичность – в логичность).

В основу уроков положен принцип: закономерность восприятия текста -> правило стилистики -> прием умственной деятельности -> система упражнений, т.е. на основе выявления закономерности восприятия выводится правило стилистики, на основе правила конструируется прием устной деятельности, а на основе приема строится система упражнений.

В программу включены и вопросы по теории сочинений, которые не рассматривались в курсе 5-9-ых классах. Сочинения публицистического характера (очерк, проблемная статья, критическая статья), сочинения художественного характера (рассказ, эссе, дневник, путешествие).

Программа рассчитана на учащихся естественно-технического лицея, поэтому особенно подробно рассматриваются  вопросы научного стиля языка. Дается теоретический материал: значимость точности, доказательности, аргументированности и строгой системности для изложения научных проблем на конкретных научных текстах (статьи учебника, словаря), показывают лексико-фразеологические, словообразовательные, морфологические и синтаксические особенности научного стиля, их подчиненность его целевой установке. Формируется у учащихся умение узнавать научный стиль речи, вырабатываются навыки построения устного и письменного изложения с условием употребления в нем терминов, характерных морфолого-синтаксических конструкций, с учетом требования логики как индуктивного, так и дедуктивного типа.

Программой развития лицея предусматривается формирование системы научно-методической работы его педагогов. В качестве основы такой системы была определена единая тема научно-методической работы: «Система межпредметной интеграции в естественно-техническом лицее». Основная интеграционная идея курса «Культура речи» заключается в учете специфики естественно-технического лицея.

В программу включены и вопросы этики поведения, общение – речевой этикет (обращение, привлечение внимания, знакомство, прощание, благодарность, приглашение, просьба и т.д.).

Практические задания и упражнения подобраны из книг по развитию речи (список прилагается).

 

Содержание программы.

N

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Примечания

1

Вводный урок. Памятка начинающему автору

1

Лекция

Урок по теории сочинений

2

Стилистическая культура речи

1

Лекция

Стилистика как предмет цели программ.

Культура письменной речи 18 ч.

3

Ясность речи; основные типы ошибок. Позиционный способ передачи логических ударений.

1

Практич. работа

Качество письменной речи

4

Лексический способ передачи логического ударения. Графические средства передачи ударения.

1

Практич. работа

Дается схема действий по устранению смещения логического ударения

5

Неправильное понимание значения омоформы. Закономерность восприятия омоформы именительный-винительный в начале предложения, именительный-винительный на любом месте предложения. Закономерность восприятия омоформы именительный-косвенный. Закономерность восприятия омоформы деятель-объект.

1

Практич. работа

Дается схема действий по устранению ошибок в употреблении омоформы деятель-объект.

6

Ошибочная смысловая связь

2

Практич. работа

Дается схема действий по устранению ошибочной смысловой связи

7

Ошибочные разъединители слов

2

 

8

Коррекция неточно сформулированной мысли.

1

Практич. работа

Дается схема анализа ошибок рассогласования.

9

Контрольная работа (редактирование текста)

1

Контрольная работа

Работа проводится по вариантам.

10

Коммуникативная точность речи. Две точности. Типы ошибок, коммуникативная точность.

1

Практич. работа

 

11

Коррекция неточно сформулированной мысли (путем предъявления контробраза)

1

Практич. работа

 

12

Краткость речи. Лишние слова.

1

Практич. работа

 

13

Не лишние слова. Лишнее слово как предмет стилизации.

1

Практич. работа

 

14

Полнота речи. Пропуск необходимого элемента речевой цепи.

1

Практич. работа

 

15

Логичность речи. Композиция речи.

1

Практич. работа

 

16

Ошибки в нарушении логичной речи.

1

Практич. работа

 

17

Контрольная работа (редактирование текста)

1

Контр. работа

Работа проводится по индивидуальным карточкам

Культура устной речи. 14 ч.

18

Культура и этика общения

1

Лекция

 

19

Азбука общения. Что такое общение. Ситуация общения, ее компоненты.

2

Урок-диалог

 

20

Постулаты общения

1

Урок-диалог

 

21

Текст как речевое произведение

1

Лекция

 

22

Целостность текста монологического высказывания.

1

Лекция

 

23

Творческая работа

1

 

Создание текста-монолога

24

Искусство диалога.

2

Практич. работа

 

25

Обращение, привлечение внимания.

1

 

 

26

Знакомство, приветствие и прощание.

1

 

 

27

Поздравление, благодарность, извинение, приглашение.

1

 

 

28

Просьба, совет, пожелание.

1

 

 

29

Зачет (тестирование)

1

Контр. работа

 

Литературный язык – основа культуры речи. 21 ч.

30

Введение (XI кл.) Язык и культура.

 

 

 

31

Текст. Стиль. Тип речи.

1

Лекция

 

32

Функциональные стили языка.

1

Лекция

 

33

Художественный стиль. Жанры художественной литературы (рассказ, эссе, дневник, путешествие…)

3

 

Вопросы теории сочинений

34

Творческая работа

1

 

 

35

Основы полемического мастерства

1

Лекция

 

36

Публицистический стиль речи. Сочинение публицистического характера. (очерк, проблемная статья, критическая статья)

3

Практич. работа

Вопросы по теории сочинений

37

Научный стиль речи. Жанры научных текстов.

1

Лекция

 

38

Языковые средства научного стиля.

2

Практич. работа

 

39

Использование терминов, заимствованных слов.

1

 

 

40

Практическая работа. Стилистический разбор научных текстов. Анализ отрывка научной статьи, работа с терминами

1

 

 

41

Официально-деловой стиль речи. Закон. Договор. Справка. Приказ. Протокол. Характеристика. Биография. Расписка.

4

Практич. работа

 

 

Оставшийся резерв 13 часов.

42

Правила составления контекста. Как оформить реферат.

3

 

 

43

Анализ сочинений по литературе.

5

Практич. работа

Индивидуальные работы над стил. Ошибками

44

Повторение орфографии, пунктуации, синтаксиса.

8

Практич. работа

Индивидуальные работы по вкладышам

 

Используемая учебно-методическая литература.

  1. Мучник Б.С. Культура письменной речи (формирование стилистического мышления). М.: АД АСПЕКТ ПРЕСС, 1994г.

 

Учебно-методические пособия.

  1. Введенская Л.А. Культура и искусство речи. Ростов на Дону: Феникс, 1995г.
  2. Кохтев Н.Н. Риторика. М.: Просвещение, 1994г.
  3. Смелкова З.С. Азбука общения. Самара, 1994г.
  4. Андреев В.Н. Деловая риторика. Казань: Каз. Ун-т, 1993г.
  5. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. М.: Прогресс. Академия, 1992г.

 

Дополнительные замечания.

  1. После проведения уроков по качеству речи (первая четверть 1996-97 учебного года) была проведена контрольная работа (редактирование текста), результаты ее таковы:

Оценка  Число оценок по классам

                10       11А        11Б

«5»            3           1             5

«4»            9         12            10

«3»            6           5              8

 

Ошибок в редактировании текста не было, недочеты были в определении характера ошибки.

  1. На каждом уроке проводились речевые разминки (игра со словом, диктанты, диалоги на определенную тему), например, сопоставить значения «элегантный» – «экстравагантный», «сдавать экзамен» – «держать экзамен» и т.п.
  2. В начале каждой четверти учащиеся получают задания (индивидуальные) на всю четверть. Например: правильность произношения иноязычных слов (денди, детектив и т.д.), подвижность ударения в существительных (волк-волков и т.п.), в глаголах (налили, но налила и т.п.), паронимы (абонент-абонемент, будний-будничный и т.п.), синонимы – прилагательные (старый, старинный, древний …), синонимы – существительные (скакун-конь-лошадь).
  3. Особый интерес вызвали уроки знакомства с научным стилем языка, с правилами написания реферата.
  4. Знакомство с текстом-монологом проходит по плану: анализ текста-образца -> составление авторского текста -> рецензирование текста соседа по парте. Результаты этой работы таковы:
Текст-монолог

       10     11А     11Б

«5»         2        1           1

«4»       10      13         11

«3»         5       4           6

 

Рецензия

       10     11А     11Б

«5»         4        3           1

«4»       10      13         10

«3»         3       2           7

 

  1. Уроки по этикету начинались с мотивации учебно-речевой деятельности и с выяснения того, что учащимся уже известно по данной теме. Эмоционально-смысловым «толчком» для беседы может быть текст. Чем очевиднее в тексте нарушения этикета, тем он выигрышней.
  2. Уроки, посвященные стилям языка, строились как практические (анализ текстов).
Hosted by uCoz