В.И.Сизикова
68 часов (1 час в неделю),
10-11 классы
естественно-технического
лицея
«Естественно-технический» лицей
специфическое образовательное учреждение, сочетающее черты как лицея в
современной его интерпретации (наличие профессиональной ориентации), так и
гимназии (достаточно серьезное внимание гуманитаризации образования, широта
направленности образования)
Инженер, конструктор, технолог, научный работник все это люди интеллектуального труда, который немыслим без хорошего знания родного языка. Кроме того, точные науки требуют и точных языковых формулировок. Этим определяется повышенное внимание, уделяемое в лицее русскому языку» (Естественно-технический лицей. Программа развития на 1992-2003 г.г.»).
Выработка у учащихся лицея навыков правильной устной и письменной речи одна из важнейших задач и одновременно один из способов формирования их интеллекта и культуры поведения. Этим определяется целесообразность и необходимость введения в учебный план лицея такого предмета, как «Культура речи».
Культура письменной речи это высокая степень владения грамматическими и стилистическими нормами языка. Опыт показывает, что пишущие, которые не допускают грамматических ошибок, долго «порождают» стилистические ошибки. А стилистически грамотный человек не допускает грамматических ошибок.
Чешский лингвист В.Матесиус писал: «Языковая неграмотность, которая проявляется в письменных и печатных работах, свидетельствует больше о недостаточной стилевой подготовке, чем о слабом знании грамматики.» (М., 1967г.)
Преодоление грамматических и преодоление стилистических ошибок это две последовательные ступени овладения речевой культурой. Стилистика это «высшая математика» речевой деятельности. (Леонтьев А., Москва 1970).
Задачи курса «Культура речи» - дать учащимся общее представление о сущности учебного предмета, сформировать потребность постоянного совершенствования своей речевой деятельности, ввести ребят в реальный мир общения с его реальными трудностями и проблемами.
Программа по культуре речи рассчитана на два года обучения (68 часов) и включает следующие разделы: основы культуры речи (качество речи, литературный язык, функциональные стили, культура и этика общения), жанры художественной литературы, вопросы теории и практики сочинений.
Теоретический материал содержит сведения о нормах литературного языка, о системе функциональных стилей речевой выразительности, жанрах художественной литературы.
Умение видеть конструируемый текст с позиции другого человека основа стилистического мастерства, поэтому в основу курса положены правила стилистики.
Ученики должны овладеть приемами умственной деятельности в стилистике и методами решения типовых стилистических задач («как действовать»), умением строить текст (письменный и устный). Этим целям подчинены структура и содержание курса.
Цель уроков научить читать свой текст чужими глазами, выявлять в нем изъяны и избавляться от них, превращая недостатки в достоинства (неясность в ясность, нелогичность в логичность).
В основу уроков положен принцип: закономерность восприятия текста -> правило стилистики -> прием умственной деятельности -> система упражнений, т.е. на основе выявления закономерности восприятия выводится правило стилистики, на основе правила конструируется прием устной деятельности, а на основе приема строится система упражнений.
В программу включены и вопросы по теории сочинений, которые не рассматривались в курсе 5-9-ых классах. Сочинения публицистического характера (очерк, проблемная статья, критическая статья), сочинения художественного характера (рассказ, эссе, дневник, путешествие).
Программа рассчитана на учащихся естественно-технического лицея, поэтому особенно подробно рассматриваются вопросы научного стиля языка. Дается теоретический материал: значимость точности, доказательности, аргументированности и строгой системности для изложения научных проблем на конкретных научных текстах (статьи учебника, словаря), показывают лексико-фразеологические, словообразовательные, морфологические и синтаксические особенности научного стиля, их подчиненность его целевой установке. Формируется у учащихся умение узнавать научный стиль речи, вырабатываются навыки построения устного и письменного изложения с условием употребления в нем терминов, характерных морфолого-синтаксических конструкций, с учетом требования логики как индуктивного, так и дедуктивного типа.
Программой развития лицея предусматривается формирование системы научно-методической работы его педагогов. В качестве основы такой системы была определена единая тема научно-методической работы: «Система межпредметной интеграции в естественно-техническом лицее». Основная интеграционная идея курса «Культура речи» заключается в учете специфики естественно-технического лицея.
В программу включены и вопросы этики поведения, общение речевой этикет (обращение, привлечение внимания, знакомство, прощание, благодарность, приглашение, просьба и т.д.).
Практические задания и упражнения подобраны из книг по развитию речи (список прилагается).
Содержание
программы.
N |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Примечания |
1 |
Вводный урок. Памятка начинающему автору |
1 |
Лекция |
Урок по теории сочинений |
2 |
Стилистическая культура речи |
1 |
Лекция |
Стилистика как предмет цели программ. |
Культура письменной речи 18
ч. | ||||
3 |
Ясность речи; основные типы ошибок. Позиционный способ передачи логических ударений. |
1 |
Практич. работа |
Качество письменной речи |
4 |
Лексический способ передачи логического ударения. Графические средства передачи ударения. |
1 |
Практич. работа |
Дается схема действий по устранению смещения логического ударения |
5 |
Неправильное понимание значения омоформы. Закономерность восприятия омоформы именительный-винительный в начале предложения, именительный-винительный на любом месте предложения. Закономерность восприятия омоформы именительный-косвенный. Закономерность восприятия омоформы деятель-объект. |
1 |
Практич. работа |
Дается схема действий по устранению ошибок в употреблении омоформы деятель-объект. |
6 |
Ошибочная смысловая связь |
2 |
Практич. работа |
Дается схема действий по устранению ошибочной смысловой связи |
7 |
Ошибочные разъединители слов |
2 |
| |
8 |
Коррекция неточно сформулированной мысли. |
1 |
Практич. работа |
Дается схема анализа ошибок рассогласования. |
9 |
Контрольная работа (редактирование текста) |
1 |
Контрольная работа |
Работа проводится по вариантам. |
10 |
Коммуникативная точность речи. Две точности. Типы ошибок, коммуникативная точность. |
1 |
Практич. работа |
|
11 |
Коррекция неточно сформулированной мысли (путем предъявления контробраза) |
1 |
Практич. работа |
|
12 |
Краткость речи. Лишние слова. |
1 |
Практич. работа |
|
13 |
Не лишние слова. Лишнее слово как предмет стилизации. |
1 |
Практич. работа |
|
14 |
Полнота речи. Пропуск необходимого элемента речевой цепи. |
1 |
Практич. работа |
|
15 |
Логичность речи. Композиция речи. |
1 |
Практич. работа |
|
16 |
Ошибки в нарушении логичной речи. |
1 |
Практич. работа |
|
17 |
Контрольная работа (редактирование текста) |
1 |
Контр. работа |
Работа проводится по индивидуальным карточкам |
Культура устной речи. 14
ч. | ||||
18 |
Культура и этика общения |
1 |
Лекция |
|
19 |
Азбука общения. Что такое общение. Ситуация общения, ее компоненты. |
2 |
Урок-диалог |
|
20 |
Постулаты общения |
1 |
Урок-диалог |
|
21 |
Текст как речевое произведение |
1 |
Лекция |
|
22 |
Целостность текста монологического высказывания. |
1 |
Лекция |
|
23 |
Творческая работа |
1 |
|
Создание текста-монолога |
24 |
Искусство диалога. |
2 |
Практич. работа |
|
25 |
Обращение, привлечение внимания. |
1 |
|
|
26 |
Знакомство, приветствие и прощание. |
1 |
|
|
27 |
Поздравление, благодарность, извинение, приглашение. |
1 |
|
|
28 |
Просьба, совет, пожелание. |
1 |
|
|
29 |
Зачет (тестирование) |
1 |
Контр. работа |
|
Литературный язык основа
культуры речи. 21 ч. | ||||
30 |
Введение (XI кл.) Язык и культура. |
|
|
|
31 |
Текст. Стиль. Тип речи. |
1 |
Лекция |
|
32 |
Функциональные стили языка. |
1 |
Лекция |
|
33 |
Художественный стиль. Жанры художественной литературы (рассказ, эссе, дневник, путешествие ) |
3 |
|
Вопросы теории сочинений |
34 |
Творческая работа |
1 |
|
|
35 |
Основы полемического мастерства |
1 |
Лекция |
|
36 |
Публицистический стиль речи. Сочинение публицистического характера. (очерк, проблемная статья, критическая статья) |
3 |
Практич. работа |
Вопросы по теории сочинений |
37 |
Научный стиль речи. Жанры научных текстов. |
1 |
Лекция |
|
38 |
Языковые средства научного стиля. |
2 |
Практич. работа |
|
39 |
Использование терминов, заимствованных слов. |
1 |
|
|
40 |
Практическая работа. Стилистический разбор научных текстов. Анализ отрывка научной статьи, работа с терминами |
1 |
|
|
41 |
Официально-деловой стиль речи. Закон. Договор. Справка. Приказ. Протокол. Характеристика. Биография. Расписка. |
4 |
Практич. работа |
|
Оставшийся резерв 13
часов.
42 |
Правила составления контекста. Как оформить реферат. |
3 |
|
|
43 |
Анализ сочинений по литературе. |
5 |
Практич. работа |
Индивидуальные работы над стил. Ошибками |
44 |
Повторение орфографии, пунктуации, синтаксиса. |
8 |
Практич. работа |
Индивидуальные работы по вкладышам |
Используемая учебно-методическая
литература.
Учебно-методические
пособия.
Дополнительные
замечания.
10 11А 11Б
«5» 3 1 5
«4» 9 12 10
«3» 6 5 8
Ошибок в редактировании текста не было, недочеты были в определении характера ошибки.
10 11А
11Б
«5» 2 1 1
«4» 10 13 11
«3» 5 4 6
10 11А
11Б
«5» 4 3 1
«4» 10 13 10
«3» 3 2 7