ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РАЗВИТИЮ
РЕЧИ В VIII А
КЛАССЕ
Тема
урока:
Описание внешности человека.
лТолько
портрет, но это все лучшее╗.
(подготовка к сочинению по
картине В.А. Серова лДевочка с персиками╗)
преподаватель русского
языка и литературы
Сизикова
В.И.
Саранск
2002
Тема урока: |
лТолько
портреты, но это всё лучшее╗ В.А.Серов (подготовка к сочинению по картине
В.А.Серова лДевочка с персиками╗) |
Цель урока: |
1) отработать умение описать внешность человека как проявление его сущности; как отражение его внутреннего лЯ╗; 2) познакомить с творчеством художника-портретиста В.А.Серова; 3) продолжить обучение ребят смотреть
картину. |
Оборудование: |
автопортрет художника В.А.Серова,
лПортрет Ермоловой╗, лЛетом╗, портреты Ф.Шаляпина, Л.Андреева. |
Эпиграф: |
Всюду
он оставался самим собой, но в то же время он говорил языком
современности. Н.К.Рерих |
(До этого урока в течение двух недель шла работа над составлением словаря лПортрет╗)
Ход урока:
I. Запись темы урока. Сообщение учителя о цели урока.
2. Вступительное слово учителя.
Самый прекрасный портрет никогда не заменит ушедшего человека. Но портрет может сказать нам многое, что не скажут письма, дневники. В портрете проявляется сущность человека, его внутреннее лЯ╗.
Сегодня мы знакомимся с художником В.А.Серовым. (учащиеся рассматривают лАвтопортрет В.А.Серова╗ - Ваши впечатления о художнике?)
В 1910 году, за год до смерти, В.А.Серов составил список отобранных для Всемирной выставки в Риме картин. В список вошло 15 произведений художника - 15 портретов. лТолько портреты, но это все лучшее╗ - эти слова Серова помогают выявить в его творчестве самое основное, существенное. А творчество его многогранно: он писал исторические полотна и жанровые картины, портреты и пейзажи, картины на мифологические темы и книжную графику.
Наиболее значительным из всего, что он создал, признаны портреты, в которых он не знал соперника ни в русском, ни в мировом искусстве XIX века.
Портреты Серова - это яркая галерея людей его времени. В них отразились сокровенные мысли и суждения художника об окружающем его мире.
3. Посмотрите галерею
портретов Серова. Прослушайте сообщения ребят лОтзывы современников о
Серове╗:
- Каким вы представили
себе художника?
- Ваше впечатление о
портретах.
- Что должно быть важно в
портрете?
-л Серов всегда нов,
правдив и художествен╗.
И.Репин
лУ него душа художника, глаза художника, руки художника╗.
В.Брюсов
лОн сумел через лицо подсмотреть душу. Портреты Серова почти всегда - суд над современниками... Портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя, и обличают сокровенный смысл лица, созданного всей жизнью, всеми тайными помыслами, всеми утаенными от других переживаниями╗
В.Брюсов
лВсего сильнее Серов в портрете. С первого взгляда он умел
определить в изображаемом им лице его духовную сущность. Серов был
художником человеческого лЯ╗.
(из журнала лНива╗)
лВ. Серов пишет живых людей, пишет их в спокойных позах. Глядя не его холсты, вы видите всегда живого человека, готового с вами заговорить. Вы понимаете, где он, что делает, иногда даже кажется, что можно сказать, что он думает и , уж во всяком случае, кто это╗
Н. Кравченко
лЧеловеческое лицо не было для него лишь сочетанием линий. - Он обладал удивительной способностью уловить
в лице отражение внутреннего мира человека, самых сокровенных
глубин души его с большим мастерством передавал это в своих картинах,
оживляя полотно и заставляя краски служить проводниками наблюдательности и
таланта. Реализм Серова сочетался в нем с особой, ему лишь
свойственной искренностью.
(из лВсеобщей газеты╗)
(Объяснить лексическое значение подчеркнутых слов.)
4. История создания картины лДевочка с персиками╗. Репин о Серове по мемуарам лДалекое близкое╗
(индивидуальное задание ученику, который занимается живописью, дается до урока)
5. Слово
учителя.
Творческая деятельность Серова развивалась стремительно. Художник не знал самоуспокоения, передышек, экспериментировал. Прошедший блестящую школу Репина, Серов к двадцати годам ощутил уверенность в собственных силах, желание работать самостоятельно.
В 22 года создает портрет Веры Мамонтовой (дочери С.И. Мамонтова), известный под названием лДевочка с персиками╗ (1887)
6. Беседа по картине (по ходу беседы ученики делают записи в черновиках)
- Посмотрите на этот
портрет. Что вы видите?
- Какой изображает
художник комнату?
- Как он пишет
свет?
(Угол большой комнаты залит золотистым дневным светом.)
- Как изображает девочку?
- Опишите ее, используя эпитеты. (За столом сидит черноволосая девочка в розовой блузке с черным в белую горошину бантом. Она сидит спиной к окну, и весь силуэт ее светится, лучатся карие глаза ...)
-
Какое лицо у этой девочки?
-
Что мы узнаем по лицу о ней?
-
О её характере? Её душевном мире?
- Можно ли определить ее
будущее?
(Лицо ясное, юное, чистое, живое, мягкий овал лица, умное и энергичное. Поза ее естественная...)
- Что она держит в
руке?
(Персик такой же темно-розовый, как и ее лицо.)
- Как художник изображает
стол?
(На ослепительно белой скатерти разложены вянущие листья клёна, персики и серебряный нож.)
-
Опишите стену комнаты, окно, используя
метафоры.
- ( На столе расписная фаянсовая тарелка. За окном - светлый летний день, к стёклам тянутся ветки деревьев, а солнце, пробравшись сквозь листву, освещает и тихую комнату, и девочку, и старинную мебель.)
- В чем прелесть этой
картины?
(Светлая, с массой нежнейших оттенков живопись.)
- Что вы для себя открыли
в этой картине?
- Каким бывает белый
цвет?
(Оказывается, что белый цвет скатерти, белый цвет стены, белый цвет тарелки различны и по-разному падают на них тени, зеленый отблеск листвы, розоватые блики от блузки.)
А главное - свет и
воздух!
Художник Грабарь писал: л Мы никогда не видели в картинах ни такого воздуха, ни света, ни этой трепещущей теплоты╗
-Каков фон
картины?
(Фон воздушный, связанный с девочкой гармонией красок. Перламутовый воздух наполняет комнату, кажется, он принимает то теплый оттенок смуглого лица, золотистых лучей, пробивающихся из окна, то холодок белой скатерти.)
-
Как художник передал слияние человека с
миром?
- (Слияние передано светом, наполняющим комнату. Этот свет скользит по лицу и рукам девочки, мягко ложится на скатерть, отражается на спинках стульев, сияет на стене и фарфоровой тарелке.)
- Каков колорит
картины?
(Картина написана в необычных для русского искусства того времени световых тонах. Колорит ее - розовое и золотое.
Все в полотне удивительно жизненно и естественно.)
7. Слово
учителя
Художник работал увлеченно, чувствовал, что работа спорится. лВсе чего я добивался, - это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь на картине!
Серов и сам не представлял себе в то время, что он создал. Лишь много лет спустя художник, стоя перед этой картиной, скажет с недоумением:
- Неужели это я
написал?
Картина удивительно правдива. Художник словно перенес лкусочек╗ жизни на полотно.
8. Работа над лексикой
сочинения
1. От данных слов
образуйте существительные со значением лица:
портрет, живопись;
2. Какие глаголы
используются для описания света в картине?
(свет) льется, скользит; ложится, падает; сияет, сверкает, моргает;
обволакивает, обтекает; пробивается, пронизывает, проникает;
3. Объясните орфограммы в
предложении:
В картине Серова лДевочка с персиками╗ не чувствуется ни искусствен ности, ни напряженности.
4.
Словарный диктант
Масло,
композиция, колорит, умение охватить сущность
человеческого характера, силуэт, овал
лица, нежнейшие
оттенки,
гармония красок.
5. Обсуждение формы творческой работы
(Сочинение - описание картины, сочинение - рассказ, сочинение - рассуждение лПочему В.А. Серов является лучшим портретистом XIX века?); составление плана сочинения (самостоятельно),
- Какова цель вашей
творческой работы?
6. Ученики пишут черновики
сочинений.
(на втором уроке)
Обсуждение черновиков, замечания, переделка
работ.
Домашнее задание: написать сочинение, проверив черновик работы.