«Медиа-урок»
для учителей русского языка.
Предмет: русский язык.
Тема: Правописание непроизносимых согласных.
Правописание звонких и глухих согласных.
Продолжительность урока: 1 урок.
Класс: 10.
Учитель: Сизикова Валентина Ивановна.
Город: г. Саранск.
Школа: МОУ «Лицей №43».
СD: «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».
«Репетитор по русскому языку».
Тема: Правописание непроизносимых согласных.
Правописание звонких и глухих
согласных.
Цель урока: - развитие позитивного настроя на урок русского языка.
- закрепление и систематизация знаний учащихся по правописанию
непроизносимой согласной в корне слова.
- тренировка в употреблении правила правописания согласных в корне слова.
- развитие творческих способностей лицеистов.
- развитие самостоятельности учащихся во владении орфографическими
навыками.
- тестирование и контроль знаний учащихся по орфограмме «Согласная в
корне слова»
Тип урока: комбинированный.
План урока: 1. Оргмомент.
2. Словарная работа.
3. Новый материал.
4. Закрепление материала.
5. Тестирование и контроль знаний учащихся; работа над индивидуальными
ошибками.
6. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Оргмомент.
Учитель рассказывает историю метафорического характера (можно под музыку) – она даёт положительный настрой, активизирует мышление учеников:
«Всё в твоих руках»
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил ей между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умный». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ей между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?». И тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках…».
Запись темы урока. Ставится цель урока (стр.1)
2. Словарная работа (повторение гласной в корне слова). (Проговариване слов, запись, объяснение).
Палисадник, охранять, укорять, удивился, пригодиться, собиратель(сказка), блистательный, предложить, пригореть, озарять, возраст, росток.
3. Новый материал.
а) фронтальный опрос (запись примеров учениками в левой части тетради, выделение орфограммы) – Что такое корень слова? (примеры) – Какое правило используем, чтобы правильно писать согласные в корне слова? (примеры) – Что такое «непроизносимая согласная в корне слова»? Как её проверить? (примеры), (запись учениками своих примеров в правой части тетради).
б) запись в словарик слов:
лестница (но: лесенка), чувство, блеснуть (но: блестеть), ровесник (ровня), ресницы, сверстник (съвьрсть – одинаковый возраст);
4. Закрепление материала.
а) игра с мячом (учитель называет слово с непроизносимой согласной в корне и бросает ученику мяч, а он должен поймать мяч, назвать непроизносимую букву и подобрать проверочное слово.
Неизвестный, честный, радостный, окрестный, постный, местность, властный, сердце, лестный, солнце, частный, участник, словесник, доблестный, корыстный, бесстрастный.
б) игра с хлопками: учитель называет слова, хлопки – если в корне есть звонкая согласная; подобрать проверочное слово.
Низкий, ложка, близкий, резкий, народ, узкий, робкий, философский, меткий, дерзкий, детский (сад), книжка.
в) комментированное письмо.
1) Ровес…ники годами, бли…кие ро…с…веники, они почти никогда не разлучАлись.
2) Как чАсто в горес…ной разлуке, в моей блуждающей су…бе, Москва, я думал о тебе!
3) Три девицы под окном пряли поз…но вечерком.
4) Татьяна в тишине лесов одна с опас…ной книгой бродит.
5) Теперь с каким она вниманьем читает сладос…ный роман:
6) Если в жизни поднебес…ной существует дух прелес…ный, то тебе подобен он.
(А.С. Пушкин)
г) тесты по СД «Репетитор по русскому языку». (Проверка, анализ результатов, оценка) (запись на вкладышах слов, в которых ученики сделали ошибки).
Домашнее задание:
§ 20, упражнение №90 (2, 3, 4, 11); упражнение №100.